независимая газета
 
на главную
24 марта 2005 года
стихи
Отрадный, 15-18 марта во Дворце культуры «Россия»
Фестиваль детских театральных коллективов
Опрос:
Человек человеку - кто?
Тонеев всегда выбирал свой путь (очерк)
Н.ХАРИТОНОВА, Кинель-Черкассы

Главное в жизни - идти собственным путём

Кинель­Черкассы: Накануне своего 70­летия директор кинель­черкасского кирпичного завода Алексей Тонеев признал, что детские, юношеские черты ­ это романтика, и она не идёт ни в какое сравнение с реалиями жизни, которые требуют от человека громадного здоровья, железных неплавящихся нервов и моральной устойчивости

Мечта предполагает, а жизнь располагает
Судьба не один раз ставила Алексея Тонеева перед выбором жизненного пути. Впервые - в 1955 году - после окончания малотолкайского педучилища. Преподаватели прочили его в педагоги, отмечая незаурядные умственные способности, особенно в математике, пытливый ум и умение окружать себя единомышленниками и друзьями. Но Алексей не воспользовался отсрочкой и принял неожиданное для многих решение - вначале отслужить в рядах Советской армии, чтобы почувствовать себя настоящим мужчиной. В семье, где рядом росли ещё семеро сестёр и братьев, расценили его выбор, как первое самостоятельное решение. Матери в живых тогда уже не было. Провожал в армию и напутствовал новобранца отец Михаил Иванович - плотник-бондарь по профессии. Он знал армейскую жизнь не понаслышке, сам прошёл три войны: Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную. На прощание сказал: «Служи так, чтоб не стыдно было сельчанам в глаза смотреть». В то время Савруха насчитывала 700 дворов, и все знали друг о друге всю подноготную.
Стоял сентябрь 1955 года. Осеннее солнце ещё не растеряло накопленного летнего тепла. Яркие краски уходящего лета особенно запомнились Алексею, когда из Сызрани с эшелоном он отправился на Восток - строить ядерно-ракетный щит в Красноярске-26. Тогда это был закрытый объект, а сегодня об этом городе, который носит название Железногорск, знает весь мир. Там отрабатываются радиоактивные отходы. Вот тогда впервые и познал саврушский парень азы строительного дела, настоящие уроки жизни в трудовом коллективе, армейскую дисциплину, чувство ответственности за свои поступки и даже намерения.
Доверие односельчан Алексей оправдал. Ровно через год за хорошую службу он получил отпуск и приехал на побывку в родное село. А в доме Тонеевых на почётном месте уже лежали благодарственные письма и грамоты командования воинской части за его безупречную службу.

Единственный в районе заслуженный автомобилист
После окончания службы в рядах Советской армии Алексей Тонеев без колебаний согласился на предложение пройти обучение в елабужской школе МВД СССР в Татарии. Так был сделан второй, не менее важный, жизненный выбор, повлиявший на дальнейшую судьбу молодого человека. Старший госавтоинспектор Куйбышевского сельского района (при объединении в 60-х годах он вошёл в Кинель-Черкасский район) уже в то время проявил свои незаурядные организаторские способности. А после окончания сельскохозяйственного техникума молодому специалисту по плечу была инженерная должность на кинель-черкасской торговой базе «Сельхозтехника», впоследствии он работал начальником мастерских Кротовской дистанции пути.
Но состоялся он как рукововодитель и получил всеобщее признание, когда занял должность директора созданного в 1977 году на территории района транспортного предприятия - «Транссельхозтехники», где Тонеев проработал 17 лет. Изначально это предприятие, как и родственные ему в других районах области, было планово-убыточным. В то время на государственных предприятиях убытки планировали, это было в порядке вещей, а финансировала и покрывала недостающие расходы вышестоящая областная организация. По сути, деньги шли из кармана государства. И тогда Тонеев, начав практически с нуля, задался целью вывести предприятие в рентабельное. Потребовалось ему для этого десять нелёгких лет. В наличии в то время было 180 единиц техники, в основном грузовой парк. Занимались перевозками сельскохозяйственной продукции не только в колхозах и совхозах района, области, но и в других регионах России. Собственные деньги появились только в 1988 году. Направляли их главным образом на социальные нужды: оздоровление людей (покупку санаторных путёвок) и стоительство жилья. Так впервые в Кинель-Черкассах появились построенные на собственные средства предприятия два двухэтажных 16-квартирных дома. Жильё в них получили лучшие работники «Транссельхозтехники».
Чтобы предприятие стало прибыльным и можно было направлять свободные средства на социальные нужды людей, сделали глубокий экономический анализ работы транспортного парка. Пришли к выводу, что не сразу, но убытки можно сократить, а то и свести их до минимума. Шли убытки главным образом от плохой организации труда, неэффективного использования транспорта при перевозках. А самые большие затраты получали от простоев при ремонте и из-за отсутствия прицепов. Тогда же на экономическом совете, возглавляемом главным экономистом Надеждой Михайловной Бахаевой, определили, что коэффициент технической готовности транспорта должен быть не ниже 0,85, а коэффициент использования парка - не меньше 0,6. Ввели межсменное техобслуживание (ТО-1 и ТО-2), оборудовали прицепы, поработали над дисциплиной (строго контролировали выполнение заданий, согласно путевым листам), подготовили оборотные узлы и агрегаты, чтобы сократить сроки на капитальном ремонте подвижного состава, разработали положение о соцсоревновании среди водителей (тогда это был большой стимул и, естственно, дополнительная оплата).
Награды, как говорится, не заставили себя ждать. Первые почётные грамоты кинель-черкасская «Транссельхозтехника» получила за обеспечение бесперебойной работы автотранспорта на перевозке урожая 1988 года от Куйбышевского обкома КПСС и Липецкого облисполкома, куда сводная колонна машин со всей области была направлена на помощь в уборке небывалого урожая хлеба. Доверили возглавить эту колонну Алексею Михайловичу Тонееву. А 18 мая 1989 года Тонееву было присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР». Кстати, в Кинель-Черкасском районе он - единственный человек, имеющий такое звание.
В «Транссельхозтехнике», по признанию Алексея Михайловича, прошли лучшие годы его трудовой деятельности. Первым среди родственных предприятий области кинель-черкасская «Транссельхозтехника» стала высокорентабельной. В 1961-80-е годы ему пришлось работать с такими опытными руководителями, как бывший первый секретарь Куйбышевского сельского райкома КПСС Михаил Петрович Хованский, начальник 13-й дистанции Владимир Иванович Романенко, управляющий районным объединением «Сельхозтехника» Анатолий Михайлович Журавлёв, первый секретарь райкома КПСС Николай Лукьянович Бардин и многими другими.

Перестройка в одной отдельно взятой судьбе
Для многих 90-е годы оказались трудным периодом - сложным и непредсказуемым. В судьбе Алексея Тонеева это была очередная непростая ступень. В мае 1990 года его избрали на должность председателя райисполкома. В это время не только в стране, но и в глубинке произошли большие политические изменения. Не стало в районе райкома КПСС, впоследствии ликвидировали Советы. На многих руководящих кадрах это отразилось тяжело - и морально, и психологически. Люди старой партийной закалки многих уже не устривали. Горячие головы демократов стремились во власть. В этот период Тонееву также предстояло сделать очередной выбор. И он, как человек порядочный, вновь оказался на высоте: без боя уступил должность председателя райсовета и ушёл в производство.
В это время в Кинель-Черкассах как раз начиналось совместное российско-югославское строительство кирпичного завода. Сначала довольно интенсивно, но вскоре грянула война в Югославии. Предполагалось, что она будет непродолжительной, но на деле приостановила поставку последней партии оборудования для производства кирпича почти на целое десятилетие - с 1990 по 1999 год. Всё это время завод находился на консервации из-за отсутствия финансовых средств. В рождение нового промышленного предприятия в глубинке Самарской губернии уже мало кто верил. Одно время завод вообще не хотели восстанавливать. И все эти нелёгкие 10 лет главным «охранником» завода и его смотрителем, а проще, «ночным» директором оставался Алексей Михайлович. В то время, как на многих промышленных предприятиях района началась самая настоящая растащиловка и многие из них «приказали долго жить», кирпичный завод удалось сохранить от беспредела и от развала. Сентябрь 2002 года стал вторым рождением сельского флагмана России. И хотя на первых порах были трудности, кратковременные срывы в работе, многие специалисты, рабочие завода вместе со своим руководителем уверовали в возрождение производства и ни разу не усомнились в том, что у кирпичного завода есть будущее. Эту тяжёлую ношу практически вдвоём с владельцем кирпичного завода Виктором Тихоненко вывели предприятие к выпуску высококачественного кирпича, пользующегося большим спросом у населения. Немалые усилия и конкретную поддержку для восстановления предприятия стала оказывать районная администрация, когда главой местного самоуправления стал Виктор Альтергот.
Анализируя 70-летний жизненный путь, Алексей Михайлович Тонеев говорит, что все его мечты исполнились. Цели, которые он перед собой ставил, осуществились. Отслужил в армии, получил высшее образование, стал авторитетным в районе и области руководителем, а главное - заслужил уважение окружащих его людей. Вырастил двоих замечательный детей. И сын Герман, и дочь Ирина посвятили себя медицине, стали высококвалифицированными врачами. Наверное, это и есть человеческое счастье. Великий Конфуций однажды сказал: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!..» Чтобы быть на плаву в период коренного переустройства общества, надо иметь определённое мужество и героизм. У Алексея Тонеева этого не отнять. Поэтому и верят ему люди. По его мнению, юношеская романтика не идёт ни в какое сравнение с реалиями жизни, которые требуют от человека громадного здоровья, железных неплавящихся нервов и моральной устойчивости.


Полная версия - см. "МолвА" №11 (подписной индекс 42986)
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников