независимая газета
 
на главную
14 апреля 2005 года
мемуары
Кинель, Юрий Савельев
Вновь избранный глава Кинеля
Опрос:
Зависть - стимул или порок?
Битва подводных лодок в Заполярье (мемуары)
М.ШМУДЕЕВ, председатель отрадненского общества ветеранов ВС РФ

Битва подводных лодок в Заполярье

Готовясь к нападению на Советский Союз, немецко-фашистское командование сосредоточило в северных районах Норвегии и Финляндии горно-стрелковый корпус «Норвегия» и авиацию до 230 самолётов. В северные порты Норвегии противником были переведены ряд кораблей ВМФ, в том числе и подводные лодки. Из Германии войска перевозили вдоль побережья в норвежские и финские порты, откуда они следовали на место дислокации по железным и грунтовым дорогам. Всего было сосредоточено около 150 тысяч человек. Оборону побережья Белого и юго-восточной части Баренцева морей (Кольский полуостров) осуществляли войска Архангельского военного округа. Таким образом, на северном участке советско-германского фронта к началу войны противник имел превосходство в живой силе в два раза.
Северный флот к началу войны был малочисленным, так как был образован лишь 11 мая 1937 года приказом Народного Комиссара Обороны СССР. Основная часть кораблей базировалась в Кольском заливе в городе Полярный (главная военно-морская база), где находилось 15 подводных лодок. В июле-сентябре 1941 года Северный флот пополнился кораблями, прибывшими из состава Краснознамённого Балтийского флота. На флот прибыли 8 подводных лодок, 5 торпедных и 4 сторожевых катера, совершивших переход по Беломорско-Балтийскому каналу. Начиная с 17 июня 1941 года, немецко-фашистская авиация вела систематическую разведку военных и промышленных объектов, расположенных в приграничной полосе и на Кольском полуострове, следила за морскими перевозками вдоль нашего побережья. В связи с этим была объявлена по флоту боевая готовность №1.
Около четырёх часов утра 22 июня 1941 года немецко-фашистская авиация внезапно нанесла бомбовый удар по району Полярного, а в последующие дни самолёты противника наносили удары по железной дороге, шлюзам Беломорско-Балтийского канала и аэродромам. С первых дней войны немецкие корабли и авиация, сосредоточенные в норвежских базах и на аэродромах, начали действовать на морских сообщениях Северного флота. Кроме разведки, авиация ставила мины на подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря, наносила бомбовые удары по Мурманскому порту и пунктам базирования кораблей. Подводные лодки и надводные корабли противника постоянно проводили атаки на советские транспорты и корабли у побережья Кольского полуострова и на подходах к Белому морю. В конце августа 1941 года, когда установили морские сообщения СССР с Великобританией и США через Архангельск и Мурманск, немецко-фашистское командование перебазировало на Север крупные силы надводных кораблей и подводных лодок. Так, в январе-феврале 1942 года в базы Северной Норвегии были переведены линкор «Тирпиц», тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», «Лютцов», лёгкий крейсер «Кёльн» и 5 эсминцев, число подводных лодок увеличилось на 14 единиц и было сосредоточено около 400 самолётов противника.
Сосредоточение таких крупных сил противника в Северной Норвегии создало угрозу для наших морских сообщений на Севере. Морскими путями в Мурманск и Архангельск доставлялись грузы из Англии и США, проводились воинские и народнохозяйственные перевозки между портами Белого, Баренцева и Карского морей, по Северному морскому пути поддерживалось сообщение между портами Арктики и Дальнего Востока.
В июле 1941 года была образована конвойная служба в Баренцевом море, а в августе того же года - в Белом море для воинских перевозок.
Учитывая серьёзную угрозу прорыва немецких войск к Кольскому заливу, командование Северного флота приступило к строительству оборонительных рубежей с целью прикрытия главной военно-морской базы Полярный, стоянок надводных кораблей и подводных лодок. Вход в Кольский залив был преграждён противолодочной сетью, на подходах к заливу с моря были выставлены корабельные дозоры, действия которых поддерживала береговая артиллерия. В Мурманске, Ваенге, Полярном и в других пунктах были сфомированы батальоны народного ополчения, заменившие в тылу военнослужащих флота, направленных на усиление морской пехоты.
С первого часа военных действий наши войска, расположенные у государственной границы в районе Кольского полуострова, оказались в невыгодном положении. Враг бросил в бой крупные наземные и воздушные силы, оснащённые современным для того периода вооружением. В пограничных районах проходили ожесточённые бои. Борьба шла за каждый метр советской земли, за каждую сопку, каждую расщелину. Но под давлением превосходящих сил противника наши части были вынуждены отходить. Линия фронта медленно перемещалась к Кольскому заливу, но на полуостровах Средний и Рыбачий наши войска не отступили ни на шаг. Каждый воин понимал значение этих позиций: кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит в своих руках Кольский залив, без которого не может существовать Северный флот. В результате упорных боёв наши войска отступили в глубь территории. На Кольском полуострове врагу удалось выйти на восточный берег реки Западная Лица в 45 км от Полярного, где находились подводные силы Северного флота.
Командование Северного флота указало командирам подводных лодок о блокировании вражеских баз, им давалось право вести в море неограниченную подводную войну против военных кораблей и транспортов противника с целью срывать регулярное снабжение немецко-фашистских войск всем необходимым (питанием, обмундированием, живой силой, оружием и боеприпасами). Не все боевые походы были удачливыми, не хватало опыта, умения использовать торпедное оружие. Но в этих походах моряки обогащались умением управлять подводной лодкой при выходе в торпедную атаку, смело и дерзко наносить по кораблям противника внезапные сокрушительные удары и скрытно уходить от их преследования.
Боевой счёт на Северном флоте открыла ПЛ «Щ-402» под командованием старшего лейтенанта Николая Столбова. Когда началась война, подлодка находилась в ремонте. Однако личному составу нередко приходилось отражать артиллерийским огнём налёты фашистских самолётов на Мурманск и судоремонтный завод. Закончив ремонт, на собрании личный состав принял решение просить командование соединения разрешить как можно скорее выйти в море и громить ненавистного врага. Получив разрешение, подводная лодка, пополнив запасы и загрузив торпеды, вышла в первый боевой поход. Прибыв в заданный район, произвела поиск кораблей противника. Большую часть времени находилась в подводном положении. И вот удача! Вечером вахтенный офицер лейтенант Семёнов обнаружил транспорт противника, стоящий на якоре в гавани без охранения. Лодка атаковала его двумя торпедами из носовых апппаратов. В отсеках отчётливо слышали два взрыва. Первая победа! Транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн затонул. В последующие дни ПЛ могла ещё потопить несколько транспортов, но из-за низкой плотности АБ и тумана выйти в атаку не удавалось. Через несколько часов после удачной атаки, проведённой экипажем «Щ-402» боевой счёт подводников-североморцев увеличила ПЛ «Щ-401» под командованием капитан-лейтенанта А.Е.Моисеева. Это был второй её боевой поход. На рассвете вахтенный сигнальщик матрос Пуфкоев заметил два тральщика противника. Корабли шли противолодочным зигзагом. Подводная лодка вышла в атаку и с дистанции 8 кабельтовых произвела залп двумя торпедами из носовых аппаратов по головному тральщику. Через некоторое время корабль затонул. Сигнальщик был удостоен медали «За боевые заслуги».
В августе 1941 г. смелый прорыв в бухту Петсамо и Лиинахамари осуществила ПЛ «М-172» (командир старший лейтенант Израэль Фисанович). Командир к вечеру прибыл на позицию в район Петсамо (Норвегия). Обследовав район боевых действий и не обнаружив кораблей и транспорт противника, командир дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Иван Колышкин посоветовал командиру оценить обстановку и попытаться войти в гавань Лиинахамари. Фисанович так и поступил. Перед прорывом в гавань командир обошёл все отсеки, спокойно, с твёрдой уверенностью в голосе объяснил экипажу принятое им решение, рассказал, что должен сделать каждый для достижения успеха. Пробиралась ПЛ в глубь залива в подводном положении, двигалась больше толчками, так как сторожевые корабли противника постоянно вели поиск и прослушивали море с помощью гидроакустической станции. Войдя в залив, командир обнаружил у причала крупный транспорт, который атаковал одной торпедой. Через минуту в отсеках был слышен глухой взрыв. Развернувшись к выходу от бухты, лодка удачно разошлась со сторожевыми кораблями и вышла из залива. Смелый прорыв в базу врага, грамотные действия командира, выдержка и мужество всех членов экипажа принесли крупную победу над противником. После этой дерзкой атаки до самого вечера сторожевые катера противника рыскали по заливу в поисках подлодки, беспорядочно сбрасывая глубинные бомбы, а она уже была далеко от бухты.
Дерзкий прорыв совершила и ПЛ «К-21» в бухту Воген. Подводной лодкой командовал капитан-лейтенант Николай Лунин. На третьи сутки плавания в 5-м отсеке произошёл пожар, от короткого замыкания загорелась подстанция, пробки масляных и водяных насосов перегорели. В результате этого дизели остановились, лодка потеряла ход и не могла погружаться. Командир приказал на всякий случай заложить подрывные патроны под боевое зарядное отделение торпеды. Были заготовлены радиограммы: «Возник пожар, потерял ход, веду артиллерийский огонь», «Погибаю, но не сдаюсь». После устранения неисправности ПЛ продолжила движение в заданный район, поставила мины у острова Арней и здесь же произвела высадку разведгруппы. После выполнения задачи лодка направилась в бухту Воген, где находились сторожевые катера противника. Вход в бухту охранял тральщик. В это время шёл снежный заряд, и командир вывел корабль в надводном положении в бухту. Подводная лодка прошла незаметно мимо тральщика и увеличила ход. Вскоре наблюдательные посты №1 и №2 запросили позывные. Николай Лунин на ходу придумал замысловатый ответ, и сигнальщик его передал. Посты прекратили запросы. Когда уже были видны сторожевые катера и буксир с баржей у причала, потребовал позывные 3-й наблюдательный пост. Лунин ответил новой абракадаброй и тут же скомандовал: «Аппараты, пли!» Четыре торпеды из носовых торпедных аппаратов устремились к причалу, через минуту воздух потрясли мощные раскаты взрывов. «К-21» развернулась на выход из бухты и увеличила ход до полного. Командир объявил арттревогу и орудийные расчёты изготовились к бою. Лунин предполагал, что дозорный тральщик поспешит в глубь бухты и попытается атаковать лодку, но этого не произошло. Из-за снежного заряда тральщик опять не заметил подводную лодку. Через 40 минут после залпа в 10-15 кабельтовых от «К-21» на поверхности воды обнаружили бурун. Встречным курсом шла немецкая подлодка. «Пойдём на таран!» - скомандовал командир, но враг поспешно ушёл на глубину. Форсировав минное поле, ПЛ взяла курс на свою базу.
Подводные лодки Северного флота в минувшую войну проявили себя наиболее эффективным средством борьбы на море. Они уничтожили в десять раз больше фашистских транспортов, чем надводные корабли. Например, ПЛ «С-51» в июне 1943 года лишь при одной встрече с врагом потопила два крупных транспорта и один боевой корабль. Всего на её счету 8 уничтоженных судов общим водоизмещением 30499 тонн. И этот пример не единичен. В годы войны героизм подводников Северного флота, как и всего ВМФ СССР, был массовым. Моряки не щадили своих сил и самой жизни, чтобы приблизить час окончательной победы над врагом. В дни героической обороны Москвы подводники Северного флота писали: «Мы с вами, боевые товарищи! На Крайнем Севере нашей любимой Родины мы защищаем ваш правый фланг - фланг великого фронта священной борьбы советского народа против фашистских захватчиков». Это письмо писали комсомольцы и коммунисты одной из подводных лодок в октябре 1941 года после трудного боевого похода, в котором экипаж потопил 4 транспорта с войсками противника. В те грозные дни для нашей страны многие корабли и суда нашли своё место на дне Северного Ледовитого океана. Подводная лодка «М-174» под командованием капитан-лейтенанта Николая Егорова потопила 3 судна. Одно из судов имело водоизмещение 10 тысяч тонн. Такой транспорт мог принять на борт 200 средних или 80 тяжёлых танков. На нём за один рейс можно было доставить 20 тысяч человек (солдат) или 2-месячный запас продовольствия для 4-х дивизий. В период обороны Москвы большой урон нанесла противнику ПЛ «К-22» под командованием В.Н.Котельникова. Она потопила транспорт, гружёный десятками тысяч полушубков, и гитлеровцам пришлось зимовать на северных скалах в летнем обмундировании. За годы Великой Отечественной войны подводники Северного флота потопили 244 различных судов и кораблей и более 20 повредили, 12 подводных лодок награждены орденами Красного Знамени и 8 - стали гвардейскими, девяти подводникам присвоено звание Героя Советского Союза. Героическая оборона Заполярья вошла в историю нашего народа как одна из самых ярких, запоминающихся страниц. Здесь враг был остановлен осенью 1941 года. Здесь, на Крайнем Севере, находится участок, где врагу в течение всей войны не удалось перешагнуть линию нашей границы.
День Победы 9 мая 1945 года подводники Заполярья встретили ликованием. Командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко открыл митинг в главной военно-морской базе Полярный. Адмирал обратился к собравшимся: «Вооружённые силы фашистской Германии вчера, 8-го мая, капитулировали. Враг разбит! Поздравляю вас с Победой!»
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников