независимая газета
1 сентября 2005 года
восточный регион Самарской области
Отрадный, 26 августа 2005г.
Символическое закрытие «Реметалла»
Российский спорт погряз в коррупции?
«Ширяевское
биеннале - 2005»
Обновление по четвергам
О.ЧЕВОЛДАЕВА, Самара

Любовь в современном искусстве

Участники ширяевской биеннале продолжают шокировать публику своим творчеством, которое надо было понимать в этом году как олицетворение семейной жизни
Собирать современных художников со всего мира - такой проект был задуман и осуществлён Нелли и Романом Коржовыми в 1999 году. Как символ преемственности поколений местом таких встреч было выбрано живописное волжское село Ширяево, где в своё время Репин писал своих знаменитых «Бурлаков на Волге». Эти собрания получили название «ширяевские биеннале». Раз в два года художники со всех стран на две недели съезжаются в Ширяево и творят на фоне шикарной русской природы, а затем свой арт-продукт демонстрируют публике. Темой творчества определены взаимоотношения между Европой и Азией. Но на каждом биеннале тема конкретизируется: «Провинция между Европой и Азией», «Тактильность между Европой и Азией» и т.д. На четвёртой биеннале, которая проходила с 7 по 21 августа, художников вдохновляла тема любви между континентами.
Современные творцы для своего искусства выбирают модные формы, не всегда адекватно воспринимаемые зрителями. Вот и на последней биеннале только что сошедшие с речного трамвайчика журналисты стали зрителями перфоманса в исполнении немецкого художника Ганса Михаеля Руппрехтера. Прямо у пристани он стоял с завязанными глазами и руками, но плакат, который Ганс держал в руках гласил: «Я умру с открытыми глазами и свободными руками». Также невинным был перфоманс в исполнении семейной пары Питера Хаури и Елке Хаммерштайн. Сидя в лодке, до краёв погружённой в воду, что олицетворяло житейское море, они то вычерпывали из неё воду, то опять заливали. И всё это надо было понимать как олицетворение семейной жизни.
Этим романтическое воплощение любви и исчерпывалось. Прочие художники самые возвышенные в мире чувства предпочли изображать более прозаично. Например, Сергей Баландин на белых стенах туалета изобразил комикс. Героиня рисунков вступала с Фантомасом в извращённые отношения. Инсталяция того же автора под названием «Вкус любви» представляла собой крошечные куриные сердца, прибитые к трюмо огромными гвоздями. Самой оригинальной была инсталяция «Любовники». Её автор Лика Ломаско разместила своё творение в музее Репина. В роли любовников выступили... насекомые, умерщвлённые во время спаривания с помощью дихлофоса.
Вряд ли стоит знакомить читателей с подробными описаниями того, как понимают любовь разные художники и какие формы находят для выражения своих чувств. Важно другое. Очень может быть, ширяевские биеннале способствуют сближению художников разных стран и народов. Однозначно, что любой творец имеет право на самовыражение. Вероятно, пройдёт время, и искусство будет существовать только в нетрадиционных формах. Но пока художники не могут обходиться без шокирования публики. Скорее всего, именно это является самоцелью современного искусства.
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников