независимая газета
24 ноября 2005 года
восточный регион Самарской области
Отрадный, 18-20 ноября
Первенство России Министерства образования по борьбе самбо среди юношей и девушек 1990-1991 г.р.
Приходилось ли Вам приобретать некачественные товары?
Ещё раз про любовь...
Обновление по четвергам

Защити себя сам

Отрадный - Богатое: Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с фактом недоброкачественности приобретённого товара: продовольственного или промышленного. Как же мы поступаем в подобной ситуации?

Одни убирают с глаз долой приобретённый товар, чтобы лишний раз не расстраиваться (вариант отстаивания собственных прав либо вообще не рассматривается, либо ставится под большое сомнение и, в конечном счёте, всё равно отметается). Другие пытаются что-то предпринять, но, как обычно, отступают под жёстким и энергичным напором хорошо «надрессированных» на подобную ситуацию продавцов. И лишь мизерная часть настойчиво и упорно отстаивает свои права до победного конца. Почему же так происходит?
Специалист по защите прав потребителей при администрации Богатовского района Татьяна Крестинина
- Защита прав потребителей осуществляется судом. Для составления искового заявления нужно обратиться в отдел по защите прав потребителей. По искам, связанным с нарушением потребительских прав, лица, подавшие иск, освобождаются от уплаты госпошлины.
Привыкшие к своей полной правовой незащищённости (не на бумаге, а в реальном мире), люди, чаще всего, просто не верят в действенность каких-либо мер. К тому же, в условиях царящей в стране правовой безграмотности (что, по мнению многих, является тщательно продуманной политикой; как говорили древние китайцы: учить народ - значит вооружать) большинство просто не знает своих прав, а тем более способов их отстаивания, что само по себе уже абсурдно, так как истинные права должны не защищаться, а соблюдаться в любом мало-мальски уважающем себя цивилизованном государстве...
Однако раз уж приходится иметь дело с подобной реальностью, единственный выход - научиться защищаться, раз уж нам не оставляют иного выхода. Для начала, главный совет, который буквально напрашивается: приобрести «Закон о защите прав потребителей», который продаётся в каждом книжном магазине за 35 рублей, и хорошенько его проштудировать (неплохо было бы поступить точно так же с Конституцией, «Уголовным» и «Гражданским» кодексами)... В случае же возникновения неординарной ситуации - всё-таки обращаться в местные, городские или районные, отделы по защите прав потребителей (в конце концов, нужно же дать возможность нашим чиновникам честно отработать свой хлеб). Как сказал когда-то Зощенко: «Единственный способ заставить наших правозащитников перестать брать взятки и заняться своими прямыми обязанностями - это завалить их работой настолько, чтобы у них не было времени ни на что другое»...
Ну, а пока попробуем разобраться в двух конкретных ситуациях: отказ продавца вернуть деньги за некачественный товар, в случае отсутствия аналогичного, и несоответствие гарантийных сроков, установленных изготовителем и продавцом. Предположим, что в первом случае вы приобрели, например, некачественный DVD диск или какую-либо иную видео или аудиопродукцию, аналогичного товара для замены не оказалось, а деньги возвращать вам отказались.
За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту юридического отдела по защите прав потребителей администрации Отрадного Дмитрию Яковлеву, но так как ответы, полученные в письменной форме, вызвали ряд дополнительных вопросов, а превращать наше общение в многотомную переписку не хотелось, пришлось обратиться за консультацией к специалисту по защите прав потребителей при администрации Богатовского района Татьяне Крестининой. Выяснилось, что согласно п.1, 5, 6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» РФ, действия продавца неправомерны, и покупатель в такой ситуации может обратиться либо в местный отдел по защите прав потребителей, либо к адвокату для рассмотрения ситуации и составления искового заявления. Иск будет передан в суд и, если правонарушение будет установлено, удовлетворён.
Второй случай: несоответствие гарантийных сроков. Допустим, вы приобрели зимнюю обувь летом. Гарантийный срок, установленный изготовителем, начинается с момента наступления соответствующего сезона, т.е. в нашем случае - с наступления зимы (с 15 ноября по Самарской области), а на товарном чеке, который вы получили у продавца, оговаривается, что гарантийный срок - месяц со дня продажи. Согласно п.6, 7 ст.5; п.2, ст.19 Закона «О защите прав потребителей» продавец может установить гарантийный срок больший, чем изготовитель, но не имеет права на установление меньшего, т.е. и в этом случае действия продавца являются противозаконными, и покупатель может обратиться с исковым заявлением в суд, и даже потребовать возмещения морального ущерба (статья 15).
Приведённые примеры доказывают, что потребители в достаточной мере защищены Законом «О защите прав потребителей», но заставить работать этот закон и действительно защищать наши права можем только мы сами. Нельзя пускать дела на самотёк и надеяться на авось, нельзя опускать руки и мириться с царящими бесправием и несправедливостью; безнаказанность порождает большее зло, малодушие наводняет наш мир пороками и жестокостью. Наша беда в том, что, как сказал когда-то А.Азимов, «мы всю жизнь ждём кого-то, кто поднесёт нам ключи от удачи и счастья, а мы, царственно воседая на своих ложах, соблаговолим их принять»
...

А.ТАНЧУК
Полная версия - см. "МолвА" №46 (подписной индекс 42986) или
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников