![]() |
||||||||||||
24
ноября 2005 года
|
восточный
регион Самарской области
|
|||||||||||
|
Защити себя самОтрадный - Богатое: Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с фактом недоброкачественности приобретённого товара: продовольственного или промышленного. Как же мы поступаем в подобной ситуации?Одни убирают с глаз долой приобретённый товар, чтобы лишний раз не расстраиваться (вариант отстаивания собственных прав либо вообще не рассматривается, либо ставится под большое сомнение и, в конечном счёте, всё равно отметается). Другие пытаются что-то предпринять, но, как обычно, отступают под жёстким и энергичным напором хорошо «надрессированных» на подобную ситуацию продавцов. И лишь мизерная часть настойчиво и упорно отстаивает свои права до победного конца. Почему же так происходит?
Однако раз уж приходится иметь дело с подобной реальностью, единственный выход - научиться защищаться, раз уж нам не оставляют иного выхода. Для начала, главный совет, который буквально напрашивается: приобрести «Закон о защите прав потребителей», который продаётся в каждом книжном магазине за 35 рублей, и хорошенько его проштудировать (неплохо было бы поступить точно так же с Конституцией, «Уголовным» и «Гражданским» кодексами)... В случае же возникновения неординарной ситуации - всё-таки обращаться в местные, городские или районные, отделы по защите прав потребителей (в конце концов, нужно же дать возможность нашим чиновникам честно отработать свой хлеб). Как сказал когда-то Зощенко: «Единственный способ заставить наших правозащитников перестать брать взятки и заняться своими прямыми обязанностями - это завалить их работой настолько, чтобы у них не было времени ни на что другое»... Ну, а пока попробуем разобраться в двух конкретных ситуациях: отказ продавца вернуть деньги за некачественный товар, в случае отсутствия аналогичного, и несоответствие гарантийных сроков, установленных изготовителем и продавцом. Предположим, что в первом случае вы приобрели, например, некачественный DVD диск или какую-либо иную видео или аудиопродукцию, аналогичного товара для замены не оказалось, а деньги возвращать вам отказались. За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту юридического отдела по защите прав потребителей администрации Отрадного Дмитрию Яковлеву, но так как ответы, полученные в письменной форме, вызвали ряд дополнительных вопросов, а превращать наше общение в многотомную переписку не хотелось, пришлось обратиться за консультацией к специалисту по защите прав потребителей при администрации Богатовского района Татьяне Крестининой. Выяснилось, что согласно п.1, 5, 6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» РФ, действия продавца неправомерны, и покупатель в такой ситуации может обратиться либо в местный отдел по защите прав потребителей, либо к адвокату для рассмотрения ситуации и составления искового заявления. Иск будет передан в суд и, если правонарушение будет установлено, удовлетворён. Второй случай: несоответствие гарантийных сроков. Допустим, вы приобрели зимнюю обувь летом. Гарантийный срок, установленный изготовителем, начинается с момента наступления соответствующего сезона, т.е. в нашем случае - с наступления зимы (с 15 ноября по Самарской области), а на товарном чеке, который вы получили у продавца, оговаривается, что гарантийный срок - месяц со дня продажи. Согласно п.6, 7 ст.5; п.2, ст.19 Закона «О защите прав потребителей» продавец может установить гарантийный срок больший, чем изготовитель, но не имеет права на установление меньшего, т.е. и в этом случае действия продавца являются противозаконными, и покупатель может обратиться с исковым заявлением в суд, и даже потребовать возмещения морального ущерба (статья 15). Приведённые примеры доказывают, что потребители в достаточной мере защищены Законом «О защите прав потребителей», но заставить работать этот закон и действительно защищать наши права можем только мы сами. Нельзя пускать дела на самотёк и надеяться на авось, нельзя опускать руки и мириться с царящими бесправием и несправедливостью; безнаказанность порождает большее зло, малодушие наводняет наш мир пороками и жестокостью. Наша беда в том, что, как сказал когда-то А.Азимов, «мы всю жизнь ждём кого-то, кто поднесёт нам ключи от удачи и счастья, а мы, царственно воседая на своих ложах, соблаговолим их принять»... А.ТАНЧУК Полная версия - см. "МолвА" №46 (подписной индекс 42986) или |
|||||||||||