независимая газета
 
на главную
28 апреля 2005 года
восточный регион Самарской области
Богатовский р-он, 22 апреля
Председатель РайПО за бесценок скупает объекты потребкооперации
Опрос:
Что общего между демонстрацией и крестным ходом?
Спасти борскую Самарку (экология)

Есть ли что-то общее между демонстрацией
и крестным ходом?

Антонина Игнатьевна, пенсионерка, Отрадный:
- Зря богохульничаете - ничего общего между ними нет и не было. На демонстрации кто ходит? Безбожники, атеисты. А в крестном ходе участвуют люди православные и те, кто уже готов принять крещение - в общем, верующие в Бога. А на демонстрации скоро некому будет ходить: посмотрите, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. И всё это потому, что они пошли против Бога.

Николай Максимов, предприниматель, Богатое:
- Думаю, что очень много общего. И там, и тут - большая масса людей, объединённая одной идеей, какой-то целью. Всё торжественно, празднично и в выходной день. Тут - с верой в солидарность трудящихся, в праздник Весны и Труда, там - с верой в Бога, в лучшее завтра, духовное возрождение. Но на этом общее в основном и кончается.

Николай Петрович, 32 года, рабочий, Борское:
- Какое сходство? Ни в том, ни в другом участия никогда не принимал, потому что ни в Бога не верю, ни в коммунистическую идеологию. Внешнее сходство имеется только в одном: и в том, и в другом случае участники что-то несут в руках - на демонстрации флаги, транспаранты, ещё раньше носили портреты членов политбюро, во время хода - хоругви и иконы. Отличие же в том, я думаю, что в крестном ходе принимают участие только по убеждению - никого не принуждают, не уговаривают. А когда нас, школьников, на демонстрацию водили, то классная руководительница со строгостью следила за явкой и потом отчитывала тех, кто без уважительной причины уклонялся. День 1 мая оставил в основном приятные воспоминания - для нас, детей, это было своеобразным развлечением.

Алексей Кравцов, 48 лет, слесарь, Отрадный:
- Нет, общего не вижу. На Первомай народ ходил из-за идеологии, а попросту - всех заставляли в «добровольно-принудительном» порядке. Крестные ходы - дело совсем другое, по-настоящему добровольное. Хотя - нет, кое в чём общее у них всё-таки есть. Это - люди. Раньше они дружно шли на демонстрации, теперь «перестроились» и также дружно, колоннами, идут в церковь. Иногда смешно смотреть: знаешь этого человека, он всю жизнь пил, гулял, обвешивал покупателей, а теперь, на старости лет, ударился в религию.

Вера Александровна, пенсионерка, Кинель-Черкассы:
- Есть. И на первомайскую демонстрацию, и на крестный ход люди идут с верой. Хотя эти традиции в идеологическом плане, казалось бы, прямо противоположные, каждому из нас кажется, что мы идём «за правое дело». Я - верующая, но с удовольствием ходила на первомайские демонстрации и несла лозунги, а на Пасху - главный христианский прздник - была в храме. Одно другому не противоречит.

Елена Иванова, служащая, Богатое:
- Сходство, на мой взгляд, только внешнее - это большое скопление людей, которые шествуют в колоннах в этот праздничный день. Может быть, ещё и там, и тут преобладает традиция, а не какая-то вера. 1 мая в основном идут в колоннах молодёжь, школьники. Кстати, этот праздник постепенно в общем-то уходит в историю, как-то отмирает, а вот на Пасху стало больше людей ходить в эти шествия, здесь в основном люди преклонного возраста, верующие.

Валентина Николаевна Сусоева, пенсионерка, Кинель:
- Я считаю, что демонстрация и крестный ход отличаются, в первую очередь, своим содержанием, сутью. Ведь демонстрация - это политическая акция, у которой определённые цели и задачи. А крестный ход - это ритуал верующих людей.

Сергей, 43 года, предприниматель, Отрадный:
- Сходство в определённой степени есть. Раньше первомайские демонстрации были своего рода шоу - со всеми присущими ему атрибутами: красочностью, многолюдством, весельем, пьянством. Сейчас демонстрации превратились в унылое представление немногих пожилых людей. А крестные ходы, наоборот, набирают силу. Сходство между ними заключается в том, что многие люди относятся к этим ходам тоже как к шоу (только ночное и со свечами вместо флагов), которое так же заканчивается пьянкой.

Иван Николаевич, 48 лет, строитель, Кинель-Черкассы:
- Ну, вы даёте! Что же может быть общего между церковными службами и демонстрациями трудящихся! На 1 мая нас в колонны, как правило, загоняли, даже наказывали тех, кто в этот день дома отсиживался. Помню, любыми способами отказывались нести транспаранты с лозунгами и быстро разбегались, кто куда, как только с криками «ура!» проходили мимо трибуны, где были руководители района. В пасхальном крестном ходе я не участвовал, но видел по телевидению, как это происходит. Думаю, что уж там-то никто никого не заставляет совершать это действо.

Игумен Анания (Кудрявцев), 39 лет, благочинный Борского округа:
- Крестный ход, если выразиться коротко, - это освящение того места, где он проводится. Если крестный ход на Пасху, то верующие обычно проходят вокруг храма - это своеобразная соборная молитва. Но Крестные ходы бывают и в другие дни. Прихожане в Борском, например, совершили крестный ход вокруг села для освящения его окрестностей. Мы планируем провести крестный ход 9 мая в День Победы, в том месте, где будет проводиться митинг, посвящённый 60-летию разгрома советской армией немецкого фашизма.

Виктор Николаевич, пенсионер, Отрадный:
- Никогда не ходил на пасхальный крестный ход, я - атеист. А похожи эти два шествия тем, что все идут, и каждый о своём думает, даже если думать надо о солидарности или о вере.
ДАЧНИЦА - газета для дачников, садоводов и огородников